Экожизнь

Новая реальность: влияние пандемии на бизнес

Пандемия поменяла правила игры. Бизнес — не исключение. Некоторым сферам повезло больше, некоторым меньше. Продажи в пищевой промышленности взлетели на 300%, активно внедряя бесконтактную доставку продуктов. Онлайн-образование, которое и так росло в последние несколько лет, увеличило количество регистраций и покупок втрое! Так в чем же заключается «новая реальность»?

Что можно сказать о сферах, которые пострадали в это период? Как бы это грустно ни звучало, но пострадавших от пандемии оказалось намного больше, чем выигравших от неё. Туризм, гостиничный бизнес, организация концертов и выставок, торговые центры, кинотеатры  количество индустрий исчисляется десятками.

 

новая реальность: эра милосердия

 

«Новая реальность»: какие позитивные изменения наблюдаются в бизнесе?

Есть отрасли, которые пострадали, но вовремя сумели подстроиться под современные реалии – выиграли в борьбе или хотя бы замедлили темпы падения бизнеса. Речь пойдет о секторе косметики и бытовой химии, а также индустрии моды.

Опыт работы международных компаний интересен. Европа, первая после Китая, приняла удар и испытала огромные изменения в бизнес-среде.  «Эра милосердия» – именно так эксперты окрестили те изменения, которые произошли в бизнесе и стали основной их коммуникационных кампаний во внешней среде.

 

Начнем с самых простых примеров:

  • Французские заводы по выпуску духов Christian Dior, Givenchy и Guerlain мгновенно приостановили свои производственные линии, чтобы разливать бесплатные санитайзеры для рук.

 

Основная цель таких действий – замедлить темпы пандемии.

 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально определила средства для дезинфекции рук на спиртовой основе как единственный известный продукт для быстрого и эффективного уничтожения разнообразных потенциально опасных микроорганизмов.

 

новая реальность: смена деятельности во время пандемии

 

  • Производители модной одежды (даже люксовых брендов, таких как Prada, Gucci, Salvatore Ferragamo, Fendi, Valentino, Celine и Ermanno Scervino) посчитали своим долгом переоборудовать производство, начав пошив масок, одноразовой защитной одежды и бахил.

 

Важно, что многие бренды изготавливали защитные маски на бесплатной основе.

 

Calzedonia подарила несколько тысяч масок больнице в г. Верона, а завод Prada произвел  80 000 комплектов защитной одежды и 110 000 масок. Модный дом Giorgio Armani не только переоборудовал все свои итальянские фабрики для производства масок и защитной одежды для медиков, но и пожертвовал более 2 миллионов евро медицинским учреждениям.

 

Однако это не только жест доброй воли и желание помочь: на тот момент это была единственная возможность не закрывать производство и сохранить занятость рабочего коллектива.

 

Затем люди массово начали скупать продукты, питания, туалетную бумагу и прочие товары, тем самым создавая эффект «пустых полок». К сожалению, на это повлияли и СМИ, которые начали публиковать в своих статьях список продуктов «на чёрный день». Люди начали более тщательно обращать внимание на товары, к которым раньше относились абсолютно равнодушно:

 

  • Мыло. 

Кусковое или жидкое мыло – вдруг стало, чуть ли не главным спасением от вируса. «Частое мытье рук – один из лучших способов защититься от COVID-19» — гласит одна из статей ВОЗ. Во всемирной сети все чаще появляются рекомендации, какое мыло лучше выбрать, что должно быть в составе и как правильно мыть руки (кстати, оказывается, всё это время мы мыли руки неправильно);

 

  • Средства для чистки унитазов (а именно, на основе гипохлорита натрия, рекомендованного ВОЗ).

Которые, оказывается, прекрасно справляются с дезинфекцией и санитарной обработкой помещений и поверхностей и дома, и на рабочем месте;

 

  • Ополаскиватели для полости рта, которые не только нейтрализуют огромное количество болезнетворных микробов, но и в целом повышают здоровье ротовой полости.

Приятно, что люди стали более внимательно относиться к своему здоровью и обращать внимание на то, что раньше для них не имело особого значения.

 

новая реальность: коллаборации среди бывших конкурентов

 

«Новая реальность»: бизнес и кооперация

Это далеко не единственные примеры, однако очень показательные. Помимо всего этого, конкуренция отходит на второй план. А тенденция к сотрудничеству, наоборот, укрепляет свои позиции.

 

Если с конкурентами не получается бороться —  с ними надо дружить. Так и появляются так называемые «коллаборации».

 

И до пандемии можно было увидеть истории, объединяющих прямых конкурентов, например: онлайн-доставка продуктов без упаковки или проект Loop (использование качественной многоразовой упаковки и ее обмен: курьер привез товар и забрал пустые упаковки). Но сейчас это стало более выражено, и пандемия заставила предприятия искать возможности кооперации ещё активнее.

 

Складывается ощущение, что не только каждый отдельный человек, но и крупнейшие компании в мировой экономике начали жить по простому человеческому закону: «можешь помочь – помогай».

 

«Новая реальность» — несколько примеров:

Даже когда количество зараженных снизится, ограничения ослабнут и жить станет свободнее  можно ли максимально безопасно вернуться в среду?

 

  • Да, постепенно можно  новое партнёрство Unilever и Uber по всему миру под названием #SafeOnTheMove тому подтверждение. Компания Unilever обеспечивала водителей автомобилей, пассажиров, а также курьеров гигиеническими продуктами, а именно: санитарно-гигиеническими наборами, включающими в себя одноразовую гигиеническую маску, спрей для дезинфекции поверхностей, санитайзер и влажные салфетки на спиртосодержащем растворе для обработки рук. «Но лучше оставайтесь дома», — предупреждают они;

 

  • Совсем неожиданное партнёрство производителя пива Heineken (в ряде стран Латинской Америки) и компании Unilever, где на отходах этилового сырья, начали выпуск спиртосодержащих антисептиков для рук для отгрузки в беднейшие и наиболее густонаселённые районы Бразилии;

 

  • Готовность крупных компаний, не пострадавших во время пандемии, трудоустроить сотрудников, оставшихся без работы.

К таким решениям пришли сети продовольственных магазинов «Пятёрочка», «Магнит» и «Дикси», которые временно приняли более 5 000 сотрудников. Онлайн-ретейлер Wilberries во время пандемии устроил на работу 15 000 новых сотрудников. A вышеупомянутый Unilever выразил готовность принять временно высвободившихся сотрудников сети ресторанов быстрого питания KFC в свой штат или штат контрактных поставщиков.

 

  • «Святой источник» предоставил более 120 тонн воды врачам и волонтёрам,

 

  • бренд Henderson пожертвовал одежду врачам,

 

  • Electrolux и White Rabbit Family регулярно поставляли горячие обеды медработникам.

 

отношение медиа к бизнесу во время пандемии

 

«Новая реальность»: медиа и бизнес

Кризис, вызванный пандемией, поменял и отношение медиа к бизнесу. И хотя это позитивная «новая реальность», это было сделано не от чистого сердца и не потому, что медиа внезапно подобрели и стали более лояльными. Просто пандемия в качестве инфоповода сыграла на руку многим компаниям. Раньше добиться бесплатного освещения любых социально-значимых инициатив было практически невозможно.

 

Действовал негласный принцип «о бизнесе  — либо плохо, либо за деньги».

 

Сейчас же мы видим большое количество инициатив российских СМИ по абсолютно бескорыстному освещению действий брендов и компаний.

 

Какие решения для поддержки населения во время пандемии предпринимают зарубежные и российские бренды?

 

  • Новостной ресурс Adindex и их рубрика «Как бренды реагируют на коронавирус» ежедневно делилась новостями о том, какие компании готовы пойти на помощь людям, пострадавших в пандемию;

 

  • Газета «Аргументы и факты» начала вести новую рубрику «Будь дома», в которой слово даётся известным и публично значимым персонажам” – как одушевлённым (селебрити), так и неодушевлённым (продукты, услуги);

 

  • Радио «Комсомольская правда» начало регулярно вести Объединяющий марафон. Их новая рубрика «Добро против коронавируса» вдохновляла людей помогать. Известные люди обсуждали волонтёрство и вклад людей в это непростое время.

 

«Мы все одна команда, — транслировали СМИ. — Мы здесь, чтобы тоже помогать!»

 

Приятно, что СМИ частично ушли от «экстренных новостей» и «сенсаций». Понятно дело, что без них невозможно. Но те шаги, что которые медиа-индустрия сделала для поднятия духа и внутренней поддержки населения, очень значимы.

 

Правительства разных стран тоже стараются помочь экономически пострадавшим слоям населения:

 

  • Британская горячая линия для юридических лиц, претендующих на государственную помощь, за первые полчаса приняла 67 тысяч местных фирм. А всего за первые сутки работы – 140 тысяч. Это были не только малый и средний бизнес, а также частные предприниматели и крупные корпорации. А это значит, что люди по ту сторону горячей линии продолжали работать круглосуточно, чтобы решить общественно важные проблемы;

 

  • Франция отменила все платежи по коммунальным услугам и обязательные платежи по ипотеке,

 

  • Италия отменила платежи за коммунальные услуги;

 

  • в Германии, при утилизации старого автомобиля и покупке нового –  гражданин получал 2500 евро.

 

Это уже не говоря, о пособиях и выплатах, которые совершались практически в каждой стране, подвергшихся кризису во время пандемии.

 

возврат к нормальной жизни после пандемии - возможен?

 

«Новая реальность»: навсегда?

Это пожалуй, одна из самых самых обсуждаемых тем на сегодня. Всех волнует, когда же бизнес, общественная деятельность, образование, культура вернутся в привычное русло, и всё «снова будет, как раньше». А будет ли?

 

Во-первых, как говорят многие российские и зарубежные специалисты – коронавирус в определенном смысле останется с нами навсегда. Многие компании уже стали  подстраиваться под современные реалии. Остальным же нужно будет это сделать;

 

Во-вторых, то, что мы сейчас называем «нормальным», не было нормальным для множества людей во всём мире. Хорошо, что во время пандемии люди стали больше задумываться об экологии и загрязнении окружающей среды. Многие люди опомнились. Но надолго ли? Чтобы узнать, уйдет время;

 

В-третьих, экономике «придётся» испытать резкий рост. После месяцев застоя и снятия ограничений многие компании, пережившие кризис, должны будут быстро вернуться в строй и восстановить свои обороты.

 

Насколько фундаментальны те изменения, которые произошли, и надолго ли они в нашей жизни?

Что будет дальше, после того, как пандемия будет преодолена? Каких сторон ведения бизнеса изменения коснутся наиболее существенно? Предлагаем остановиться на трех аспектах, которые вызывают вопросы не только у экспертов, но и у обывателей.

 

1. Экологизация бизнеса;

Да, про то, как снизились выбросы углекислого газа и улучшилась экологическая ситуация в мире во время «всеобщей» самоизоляции – не говорил только ленивый. Но рано радоваться. Не секрет, что многие корпорации (особенно в пострадавших от пандемии секторах) публично заявили о том, что прекращают или приостанавливают свои «зелёные» инициативы. Более того, они отказываются от ранее взятых на себя обязательств в области сокращения парниковых газов, отказа от пластиковой упаковки и перерабатываемых материалов;

 

2. Этические принципы ведения бизнеса;

Усиливаются в связи с увеличением систем мониторинга, а также отказ от эксплуатации и тестирования на животных, и продвижение самоограничений в рекламе и маркетинге;

 

3. Осмысленность.

Попытка найти идеальное равновесие между задачами краткосрочного выживания/достижения процветания и задачами бизнеса на долгосрочном горизонте — вот та «новая реальность», которая стоит перед компаниями уже сегодня!

 

Все же влияние пандемии на бизнес — позитивное или нет: ВЫ как думаете?

Карты перетасованы. Правила игры поменялись. Если уж вирус с нами навсегда – было бы приятно увидеть, что и принцип «можешь помочь – помоги» остался бы тоже. И чтобы его придерживались все: люди, бизнес корпорации, СМИ. Столько хорошего было сделано за время пандемии, что заново открыло глаза на веру в человечество. Взаимопомощь, поддержка, понимание – сколько «новых» слов и миссий мы узнали.

 

Надеяться на других – прекрасно, если полностью доверяешь. Но многое зависит от нас самих. Мы можем быть примерами для подражания и показывать, как делать нужно.

 

Так давайте же, не терять эту новоприобретенную связь с миром и людьми, и помогать всем, кому эта помощь действительно нужна!

 

Еще статья по теме экологизации в бизнесе:

«Пример корпорации, которая осознала всю важность перехода на экопуть: узнай какие цели были поставлены и чего добились»

Спасибо, что делитесь с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Один комментарий

  • Павел

    Вызовы новой реальности в социальной ответственности бизнеса – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *