Экоодежда: как различить гринвошинг и подлинную экоустойчивость бренда одежды
Экоодежда: важна ли данная тема сейчас? Сегодня в момент критического состояния планеты, а точнее человечества, когда страны объявляют чрезвычайное положение по климату (так 28 ноября 2019 г Евросоюз объявил о климатическом ЧП), мы должны поощрять все изменения в отношении уменьшения экологического следа теми производствами, брендами и бизнесами, которые оказывают влияние на климат и планету. Потому что под угрозой стоит будущее человека, как рода. Когда в результате человеческой деятельности стали происходить катастрофические изменения на планете, исчезновение животных и растений, загрязнение воздуха и вод, изменение климата.
Читайте также: 10 правил экологичного Нового года
Поэтому, когда мы слышим даже о таком улучшении, как отказе бренда от пластиковой упаковки, использовании безопасных, органических материалов, переход на экологические виды транспорта для доставки, мы должны приветствовать такие начинания. Сегодня у нас одна цель — остановить нарастание негативного влияния человеческой деятельности и вернуть планете экологический баланс и способность восстанавливаться и быть здоровой.
Индустрия моды и текстиля относится к одной из самых загрязняющих отраслей, по некоторым данным, она стоит на 2-м месте по уровню загрязнения окружающей среды после нефтяной отрасли. Несмотря на это, положительные изменения есть. Мы знаем о многих инициативах больших и малых игроков отрасли, направленных на сокращение экологического следа. Так, многие компании, производители одежды и задействованные в цепочке производства, например грузоперевозчики, подписали в 2018 году Хартию OOН о Борьбе Модной Индустрии с Изменением Климата. К обязательствам Xартии могут и должны присоединяться модные бренды и производители всех стран мира.
А что происходит на уровне потребителя? Какие инициативы брендов одежды улучшают нашу жизнь, действительно сокращая экослед? Какие из этих инициатив по-настоящему заботятся о благосостоянии планеты и человека, а не являются лишь ‘зеленым’ прикрытием, за которым кроется желание еще больше продать?
Как различить бренды, которые манипулируют нашим сознанием, используя зеленую повестку от тех, что по-настоящему радеют за сокращение экоследа и остановку негативного влияния на климат, природные ресурсы и человека?
Экоодежда: как понять, что бренд не использует гринвошинг
Хотя мы приветствуем любые, даже малые начинания по улучшению экологичности бренда, мы должны следить, что компании не используют экоинициативы точечно, для отвода глаз и ради дальнейшей, но уже завуалированной эксплуатации ресурсов, ради роста прибылей любой ценой.
Когда вы слышите, что бренд отказался от использования меха и перешел на кожзаменители, посмотрите глубже. Зайдите на сайт и изучите его экоустойчивость, обычно прописанную в разделе ‘экологичность’ или ‘корпоративно-социальная отвественность’.
В идеале вы должны увидеть, что компания открыто говорит не только об экодостижениях, но и о трудностях перехода на экоустойчивость и о своих пошаговых планах ее достижения.
БУКВА: смотри абзац об использовании переработанного пластика к концу 2021 г
Бренды одежды, которые не используют гринвошинг, стараются сделать экологичнoй всю цепочку поставок на протяжении всего жизненного цикла изделия (ЖЦИ), а не останавливаются на одном аспекте.
Например, они не просто переходят на более экологичные материалы: органический хлопок, ткани из переработанных и регенерированных материалов (например, из выловленных из морей нейлоновых сетей, как делает Ecoalf, или регенерированного кашемира, с которым работает Stella McCartney), но и улучшают всю цепочку производства.
Они подсчитывают свой экослед, используя бухгалтерский учет с экологической составляющей, EP&L (environmental profit & loss account). Так делает и Stella McCartney и модный бренд Reformation. Зайдите на сайт Reformation, и вы увидите как при производстве вещи был сокращен ее экослед по сравнению с ‘традиционными’ устаревающими, не зелёными методами производства.
Бренды, которые пытаются улучшить весь цикл жизни изделия, не просто говорят об этом общими фразами на своем сайте, а дают конкретные примеры. Они честно признаются, в чем состоят трудности и говорят, как собираются их преодолевать.
Patagonia производит одежду для туризма и активного отдыха. Это один из ‘образцовых’ брендов в вопросе достижения экологичности и целей устойчивого развития. На него можно равняться другим брендам, а также покупателю, который хочет определить, не занимается ли гринвошингом какой-нибудь «лейбл». Бренд сообщил о своем намерении стать донором экоустойчивого запаса планеты к 2025.
С 1993 года начал проводить эксперименты с использованием альтернативных тканей, полученных способом переработки. Сейчас в ассортименте одежда из переработанного полиэстера, пуха, органического и регенерированного хлопка и шерсти, других альтернативных материалов, созданных с помощью замкнутого (практически безотходного) цикла, например Tencel. Ткани и изделия бренда сертифицированы рядом международных экосертификатов. Например сертификация Bluesign, которая oзначает минимальное использование химикатов и энергозатрат и предполагает строгий контроль за ними при производстве ткани. А сертификация Fair Trade означает, что компания обеспечивает адекватную оплату труда швеям.
Дополнительно предлагаются услуги по ремонту своих изделий и сбору их по окончании носки. Это делается для того, чтобы уменьшить количество новых вещей за счет продления жизни уже имеющихся. Это разумное и ответственное отношение к ресурсам. Сегодня компания производит до 40,000 ремонтов в год. Не подлежащие ремонту вещи подлежат ресайклингу. В США вы можете бесплатно отправить свою вещь в центр починки, или сдать ее по окончании носки за баллы, на которые можете приобрести что-то другое. Даже европейские клиенты знают, что проводится ремонт не только в магазинах, но и на природе, куда в теплое время года выезжаeт мини мастерскaя на мобильном грузовике Worn Wear Truck. По расписанию, которое можно найти на сайте бренда, мастерская посещает популярные места для серфинга, где прямо на пляже вам починят ваши вещи этого бренда, включая костюмы для винд серфинга и дайвинга.
Забота о своих изделиях, возможность сдачи вещи для ремонта, дальнейшей продажи по сниженной цене или передачи в переработку — один из способов достижения экоустойчивости как бизнеса, так и нашей планеты.
Конечно, Patagonia, грамотный и уже давно существующий игрок на рынке одежды. Она обладает опытом и финансами, чтобы последовательно перестраивать свой бизнес, все стадии жизненного цикла изделия, оплачивать сертификаты, инвестировать в исследования по созданию новых тканей, уменьшению микрополастика от стирки синтетических изделий.
При рассмотрении брендов, важно учитывать их размер. Большой компании, такой как Adidas, легче финансировать в создание инновационных технологий. Вспомним коллаборация Adidas и Parley for the oceans, в результате которой появилась линия кроссовок из переработанного пластика, выловленного из вод и собранного по берегам океанов. В настоящий момент Адидас разрабатывает новый вид кроссовок, которые можно будет на 100% подвергать ресайклингу. Такое дорогостоящее исследование по карману только огромному бренду.
С другой стороны, гигантскому концерну требуется больше усилий и времени, чтобы перестроить производство и перевести всю цепочку поставок на экологические рельсы, тогда как небольшие бренды могут действовать более оперативно.
Так Adidas обещает внедрить использование только переработанного пластика в цепочке производства с 2024 года, а фирме с меньшими объёмами, такой как Everlane сможет сделАть это быстрее — к 2021.
Поэтому при определении уровня правдивости утверждений предприятия о его экологичности, необходимо учитывать подход ко всем стадиям цепочки производства, трансляцию этого подхода на сайте, а также его размер.
Экоодежда очень важна, но! Самая экоустойчивая вещь — та, что уже есть у вас в гардеробе. Поэтому прежде чем отправиться в магазин за обновками, поступите, как поступает стилист. Создайте коллаж тех образов, которые нравятся вам, отвечают вашим запросам и стилю жизни и начните собирать эти луки из ваших вещей. Пересмотрите свой гардероб, а вместе с ним и образ жизни!
Автор публикации: Ольга Джонстон Антонова
Эксперт по экоустойчивой моде, стилист, историк моды и трендкастер
2 комментария
froleprotrem
You are my intake, I have few blogs and very sporadically run out from to brand : (.
Настюша
Очень интересный подход, действительно шаг навстречу экологии. Интересно, у нас в России приживется такой подход?@stucha_nastysha