Экологичная мода: спортивная одежда
Фаст-фэшн бренды сегодня находятся под пристальным вниманием покупателей, которые научились задавать вопросы о влиянии их производства на окружающую среду. Теперь стало модным покупать меньше одежды и лучшего качества или вообще отдавать предпочтение секонд-хендам. Экологичная мода задает такие современные тренды: сокращение потребления, повторное использование и переработка.
Это касается большей части нашего гардероба, но есть вещи, за которыми мы вряд ли направимся в винтажный магазин — это спортивная одежда. Одежда для тренировок составляет небольшой процент гардероба по сравнению с повседневной, но она более разрушительна для окружающей среды.
Традиционно спортивная одежда производится из синтетических тканей, таких как нейлон, полиэстер и спандекс. Эти материалы идеально подходят для тренировок — они легкие, хорошо тянутся и помогают отводить пот. Однако на их производство затрачивается огромное количество энергии и воды, и, более того, они не являются биоразлагаемыми. А если вы регулярно тренируетесь, такая одежда быстро приходит в негодность.
Проблема касается не только самих материалов. Во время стирки синтетика выделяет частицы микропластика, которые не улавливаются очистными сооружениями и попадают напрямую в водоемы. По статистике (данные взяты с сайта:https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0025326X16307639), при стирке 6 килограммов одежды выделяется до 700 000 микроволокон.
К счастью, экологичная революция затронула и рынок спортивной одежды. Согласно исследованию международной платформы по поиску модных товаров Lyst (https://www.lyst.co.uk/data/activewear-2020-fitness-fashion/), экоустойчивая спортивная одежда может стать крупнейшим трендом 2020 года. Помимо этого, вырос интерес и к экоматериалам, таким как эконил (ECONYL®), органический хлопок и тенцель.
Экологичная мода: производство спортивной одежды
Исходя из общепринятых глобальных стандартов (http://www.un-documents.net/wced-ocf.htm), установленных на Всемирном саммите по устойчивому развитию 2002-го года, «устойчивым» (от англ. sustainable) является то, что имеет баланс между экологией, экономикой и социумом. Экоустойчивый бренд использует экофрендли и этичные ткани, обеспечивает достойные условия труда. Его производство максимально прозрачно, а часть денег от дохода направляется на поддержку экологических и социальных проектов на постоянной основе.
Образцовым примером такой компании по производству спортивной и верхней одежды стала Patagonia (https://www.patagonia.com/home/). Бренд, основанный любителем альпинизма Ивоном Шуинаром в 1973 году, с самого начала взял курс на экологичность. С 1986 года компания ежегодно жертвует не менее 1% от общего объема продаж на сохранение и восстановление окружающей среды.
Именно Patagonia совместно с Malden Mills (сейчас Polartec — https://www.polartec.com/) в 1993 году разработала флис — ткань из переработанных бутылок. Когда в 2011 году стало известно, что из флиса вымываются микропластиковые волокна, бренд исследовал эту проблему. Оказалось, что чем выше качество ткани, тем меньше потеря микроволокон. Поэтому Patagonia улучшила свойства ткани и стала предлагать местное решение для задерживания микроволокон — мешок для стирки Guppi Friend (https://en.guppyfriend.com/).
Сегодня около 70% продукции Patagonia производится из переработанных материалов, а к 2025 году бренд планирует производить 100% товаров из возобновляемых и переработанных материалов.
Следуя философии “производить меньше товаров, но лучшего качества”, помимо вторичного сырья компания использует инновационные экологичные ткани и технологии: органический хлопок, волокно из пеньки, натуральные красители, ткань для гидрокостюмов Yulex ™ на основе натуральной резины вместо неопрена из нефтепродуктов.
В приоритете Patagonia максимальная прозрачность цепочек поставок и забота о сотрудниках. В условиях кризиса, связанного с коронавирусом, после закрытия нескольких магазинов, компания продолжает выплачивать сотрудникам зарплату.
Picture Organic (https://www.picture-organic-clothing.com/en/) — еще один бренд спортивной одежды, взявший за основу экологическую устойчивость. Его основатели ставят в приоритет сокращение использования ископаемого топлива, снижение углеродного следа за счет экопросвещения, перехода к возобновляемым источникам энергии и инновационных решений на всех стадиях производства.
На сайте Picture Organic покупатель может найти исчерпывающую информацию о деятельности компании: детали получения новых биоматериалов, особенности упаковки и производства, подробный гид по уходу за одеждой, текущий статус и планы компании. Это говорит об ответственности бренда за свой продукт и бизнес перед людьми и природой.
Стильная и приятная глазу спортивная одежда Picture Organic на 100% создана из материалов со сниженной нагрузкой на окружающую среду: органический хлопок с сертификатами GOTS — https://www.global-standard.org/ (Глобальный стандарт органического текстиля) и OCS — https://textileexchange.org/matrix/organic-ocs/ (Стандарт органического хлопка), переработанный полиэстер из пластиковых бутылок с сертификатом GRS — Global Recycled Standard — https://certifications.controlunion.com/en/certification-programs/certification-programs/grs-global-recycle-standard (Глобальный стандарт по переработке), полиэстер, полученный из сахарного тростника и касторовых бобов.
В производстве бренд также использует вещи, бывшие в употреблении, закупает шерсть и кожу у ответственных производителей. Особое внимание привлекает разработка инновационной водоотталкивающей пропитки Teflon EcoElite без перфторуглеводородов, вредных для здоровья людей и животных.
Часть ресурсов компания направляет на позитивные изменения на планете и в обществе. В 2018 году была создана программа Picture for Good, в рамках которой бренд осуществляет ряд проектов: обеспечение солнечными панелями отдаленных местных комьюнити, борьба против ископаемого топлива совместно с WWF, поддержка активистов против добычи нефти и газа в Британской Колумбии и другие.
Patagonia и Picture Organic сертифицированы B Corp (https://bcorporation.net/) — на сегодняшний день это высшая награда для компаний, которые ставят в основу своих ценностей защиту окружающей среды и социальную ответственность.
Экологичная мода спортивной одежды: кто из корпораций-гигантов предложил покупателям альтернативу вредной синтетике?
Известные бренды спортивной одежды не отстают и стремятся снизить свое воздействие на окружающую среду. Так, adidas с 2005 года сотрудничает с британским дизайнером и пионером устойчивой моды Stella McCartney (https://www.stellamccartney.com/ru/adidas_section) для создания экофрендли коллекций. Бренд использует переработанные материалы, в том числе эконил — ткань из регенерированного нейлона и рыболовных сетей, выловленных в океане, органический хлопок и другие. Главный принцип создания коллекций — zerowaste (ноль отходов): с каждым годом они становятся все менее водо- и энергозатратными и более экологически чистыми.
Решение проблем изменения климата стало одной из основных целей Nike. Бренд проводит активности в рамках инициативы по снижению выбросов углекислого газа и сокращению отходов Move to Zero (https://www.nike.com/ru/sustainability): от логистического центра, который использует только возобновляемую энергию и перерабатывает до 95% собственных отходов, до исследований влияния климата на атлетов по всему миру.
Компания также разрабатывает и внедряет экологичные материалы. Недавно Nike представил новую экологичную коллекцию кроссовок Space Hippie (https://www.nike.com/ru/space-hippie) из волокон Flyknit, которые минимум на 85% состоят из rPoly — материала, изготовленного из переработанных пластиковых бутылок, футболок и остатков пряжи.
Веяние экологичной моды подхватили и локальные дизайнеры. Бренд BLACK SAND (http://blcsand.com/) из Санкт-Петербурга создает лаконичную и комфортную спортивную одежду для женщин. Чтобы одежда ощущалась как вторая кожа, дизайнеры выбрали премиальные переработанные материалы с сертификатом GRS — Global Recycled Standard (https://certifications.controlunion.com/en/certification-programs/certification-programs/grs-global-recycle-standard). В стремлении снизить свой экослед BLACK SAND использует только биоразлагаемую упаковку.
Бренд Natural Advance (https://natadvance.com/) из Казани производит спортивную одежду из переработанного полиэстера и органического хлопка (компания не раскрывает публично информацию о сертификатах). Дебютная коллекция Natural Advance в минималистичном стиле представлена в шести цветах и акцентирует внимание на приоритете качества над количеством. Бренд проводит экопросвещение среди покупателей и стремится сократить отходы на производстве с помощью внедрения специальной системы лекал и раздельного сбора отходов.
Молодой бренд Relay You (https://www.instagram.com/relay_you/) из Москвы производит безопасную и экологичную спортивную одежду для девочек от 5 до 14 лет. Relay You шьет из переработанных тканей с сертификатами OEKO-TEX® (https://www.oeko-tex.com/en/) и GRS, а в качестве упаковки использует оригинальные тубусы.
Если вы задаетесь вопросом, какой сделать выбор, всегда лучше отдавать предпочтение местным дизайнерам. Так мы сокращаем углеродный след при транспортировке и поддерживаем развитие локального сообщества и экономики.
Выводы: заглядываем в будущее
Достичь максимального сокращения негативного воздействия на окружающую среду на этапах производства, носки и утилизации возможно при эффективном внедрении брендами принципов цикличности. Некоторые компании организуют сервисы по починке и прием использованной одежды своего бренда для ее дальнейшего вторичного использования или переработки.
Другие идут дальше и стремятся достичь 100% биоразлагаемости материалов. Например, шведский бренд спортивной одежды Houdini (https://houdinisportswear.com/en-gl) смог вывести цикличность производства на новый уровень без ущерба для качества и функциональности. Их одежда из шерсти мериноса и тенцеля не содержит химических веществ, токсичных красок и примесей других тканей. Визитная карточка бренда — так называемое «Меню Houdini» с овощами, выращенными в почве, удобренной компостом из экологически чистой спортивной одежды.
Несмотря на рост экологических инициатив, включая распространение переработанных тканей, проблема синтетических волокон и вымываемого из нее микропластика остается открытой. Поэтому будущее рынка спортивной одежды за натуральными и биоразлагаемыми волокнами, которые могли бы стать достойной альтернативой синтетике.
Статьи по теме:
- Учимся различать гринвошинг производителей одежды и подлинную экоустойчивость бренда;
- Медленная мода: как мы спонсируем рабство и ухудшение экологии
Автор публикации:
Катрин Грин, экотренер, эксперт в области устойчивой моды, экоконсультант