Органические продукты питания в России – утопия или реальность?
Органические продукты питания: рассказываем о трудностях воплощения в жизнь замечательной идеи иностранца развивать этот рынок в России и Украине.
Органические продукты питания: как развивался рынок в Украине
В 2015 году коренной француз Клод Эксбраят загорелся сумасшедшей идеей – запустить рынок органической продукции в Украине. В то время в стране была сложная экономическая ситуация: инфляция около 70%, многие магазины закрыты. Об ассортименте BIO-продуктов не было и речи.
«На таможне все удивились моей инициативе и говорили: «Покажите мне этого француза, который хотел инвестировать в нашу страну», — вспоминает смешную историю Клод.
Идея зарождалась как чисто социальный проект. Основная цель – дать возможность людям покупать качественную BIO—продукцию.
«Органические продукты и бизнес – это про душу и сердце, а не про деньги», — говорит Клод.
И это правда. Тяжело представить себе человека в bio-бизнесе без потребности души делать этот мир лучше. Тем более в России и Украине придется потратить много энергии и сил на становление organic—рынка. Поэтому органический бизнес — это про любовь.
Проблема была в том, что люди, хотевшие купить органические продукты – не могли найти, где их купить. А люди, которые занимались продажей органических продуктов – не могли найти покупателей. Поэтому основной идеей стало — создать BIO-рынок в Украине, стать неким посредником между теми, кто хочет купить BIO, и теми, кто хочет продать. Дать им возможность встретить друг друга.
Но всё получилось сложнее, чем предполагал Клод. И первые препятствия не заставили себя ждать.
«Создал серьезный бизнес-план, команду и начал. Подписал контракты с украинскими фермерами», — рассказывает француз. Но не повезло…
Первый поставщик нашел другого клиента, у второго не вырос урожай из-за погодных условий, а третий решил сэкономить и не продлевать биосертификат. Тогда все пошло не по плану, и Клод решил стать не спонсором, а инвестором, и сделать акцент на импорт.
Сейчас Biologic.TV является лидером по дистрибьюции BIO-продуктов в Украине. Ассортимент составляет около 3 000 единиц: продукты питания, напитки, алкоголь, косметика, косметика для дома.
«Другие видели, как мы работаем и тоже хотели как мы», — добавляет француз.
Вскоре продукция других производителей появилась на рынке. Вот так Клоду и удалось дать старт органическому рынку Украины. Они были там первыми. Они и остались лидерами.
Ещё одной проблемой было то, что население Украины не знало, что такое органика и не понимало, почему они должны платить за это больше. Клод Эксбраят добавляет:
«Органические продукты не могут быть немного органическими, или частично органическими. Все продукты либо органические, либо нет. Нужно знать это».
Органические продукты (= BIO-продукты) обязательно должны иметь сертификат. А сам процесс сертификации – это длительный процесс.
Основные органические сертификаты:
- «Евролисток» — Европа
- Bio—Siegel – Германия
- AB (Agence Bio) – Франция
- Bio—Bud (Bio Suisse) –Швейцария
- KRAV – Швеция
- Soil Association – Англия (также распространен в Европе)
А вы знали, что в России незаконно наносят экосертификаты на продукцию питания, вводя покупателей в заблуждение? Нет? Читайте наше кофейное расследование: отличие подделки от оригинала и статью о том, как не дать себя обмануть: проверяем экосертификаты
Да, органическая продукция дороже! К сожалению, в России и странах СНГ привыкли экономить. Это передавалось из поколения в поколение. Наши люди не привыкли заботиться о своем здоровье, не привыкли смотреть на несколько шагов вперед, в будущее.
Хорошо, что сейчас ситуация потихоньку меняются и люди начинают понимать, что здоровье в их руках. Но ДОРОЖЕ тоже не синоним слова качественнее. И люди не обладают достаточного количества информации, чтобы определять, что есть полезно, а что нет.
«Это так дорого потому, что это ТОЛЬКО морковь и кукуруза!», — отвечает на вопрос Клод. Там нет пестицидов, ГМО, антибиотиков и непонятных добавок. И приводит в пример Жигули и Феррари: «Это обе машины. Но ты знаешь, за что платишь деньги».
Органические продукты питания в Украине: импорт, а не собственное производство, почему?
Всё очень просто. Во Франции 50 000 ферм имеют сертификат органической продукции, в Украине около 500. Поэтому полностью удовлетворить потребность в органике в Украине невозможно.
Либо нужно довозить с Франции, либо открывать больше органических ферм в Украине. Со своей стороны, Клод делает все возможное. Дело за украинскими производителями.
Проблему с недостаточной информацией о BIO-продукции француз тоже уже начал решать. Клод Эксбраят начал сотрудничество со школами. Чтобы дети тоже смогли пробовать органическую продукцию.
Эксбраят уже даже составил план обучения со школьниками. Работать с детьми очень важно. Ведь чем раньше человек поймет, что такое органика – тем здоровее он будет.
Сложности, с которыми столкнулся Клод при развитии рынка органических продуктов питания в России
«В 2018 году некоторые из наших поставщиков спросили, не хотели бы мы продавать в России. И вот результат – мы появились в России», — делится Клод.
Только пока с ограниченным ассортиментом. Из-за международной ситуации Biologic.TV было бы очень рискованно вводить такой же ассортимент как в Украине.
«Россия — это огромная страна, огромная территория. Плюс санкции. Постоянно нужно мониторить, какую продукцию продавать можно, а какую нельзя. Страшно, что ситуация может измениться в любой момент. И продукцию, которую можно было продавать, через полгода продавать будет нельзя». Клод Эксбраят
В Украине Biologic.TV распространены в большинстве городов по всей стране и имеют клиентов в различных сегментах деятельности (гипермаркеты, биомагазины, HORECA, автозаправочные станции, международные учреждения, школы и т.д.).
А в России пока что работают как дистрибьюторы, главные клиенты: магазины BIO и здорового питания, онлайн-магазины, федеральные и региональные магазины (Ашан, Детский мир, Твой дом и т.д.).
Рынок органической продукции растет, но не такими темпами, какими бы хотелось.
Надежда на молодое поколение и слово «модно». Где в тренде полезно питаться, заботиться о своем здоровье, в тренде знать, в каких продуктах содержится глютен и лактоза, и знать чем отличается органическая продукция от неорганической.
А вообще, Клоду Эксбраят можно поаплодировать стоя. Сейчас это редкость, что есть люди, которые не идут за прибылью, и не гонятся за деньгами, а которые едут в другую страну открывать людям органическую продукцию и помогать стать здоровее. И не смотря на все трудности – идти вперед.
Клод – мы надеемся, что в вашей жизни будут много людей, которые помогут вам в вашей миссии. А с нашей стороны, мы можем рассказать о вас как о современном герое и просто хорошем человеке. Поддержите и Вы: покупайте органические продукты питания!
Автор статьи: Тарасова Анастасия Игоревна
Читайте также:
- Египетское чудо: отличный пример органического земледелия