Магазин экопродуктов — маленький бизнес для большой пользы
Магазин экопродуктов в Москве — не просто бизнес, а дело всей жизни!
В последнее время всё больше возрастает спрос на эко и биопродукты. Люди начинают ответственней относиться к своему здоровью и к еде, которая попадает к ним на стол. И поэтому выбор магазинов, где можно купить по-настоящему полезные и натуральные продукты, становится особенно важным и трудным. Магазин экопродуктов становится приоритетным для многих осознанных покупателей.
Проблема в том, что люди не всегда могут отличить настоящие органические продукты питания от обычных, выращенных с помощью применения пестицидов и вредных для человека удобрений. Контролирующих организаций, как и фермеров, безоговорочно преданных своему делу, в России очень небольшое количество. Да и предпринимателей, готовых погрузиться в такую непростую тему, как экологически чистые продукты, немного.
Случилось так, что я, Анна Алябьева – основательница проекта Green Club, была приглашена на эмпатическое тестирование органических продуктов питания в магазин экопродуктов «Еда-природа». Там произошло знакомство с его основательницей Еленой Якоби. Мы поговорили и узнали, каково вести в наше время такой «зелёный» бизнес. С какими проблемами сталкиваются, как ищут поставщиков, выстраивают логистику, организовывают хранение товара, есть ли особенности продаж.
Елена, расскажите, как возникла идея создания органик интернет-магазина с таким сложным ассортиментом?
Всё началось с того, что я заинтересовалась вопросом о том, можно ли выровнять своё здоровье с помощью еды. Как раз в это время в поле моего зрения попали несколько интересных книг на эту тему. Поэкспериментировав с разными типами питания, плюс попробовав голодание, я увидела на собственном опыте, как продукты влияют на самочувствие и состояние как физическое, так и духовное.
Дальше мне очень захотелось найти качественные продукты для семьи. И магазин уже просто не мог не появиться. Несмотря на то, что продукты у нас растительные, я не считаю вправе рекомендовать людям тот или иной тип питания. Но что мне показалось важным, что каким бы он ни был, главное, чтобы продукты были чистые, органик. Но и этого недостаточно. Они также должны быть нерафинированные. Поэтому концепция — именно цельных и чистых продуктов для людей на любом типе питания. Мы остановились на растительном ассортименте. Он мне понятен. Но с ним непросто во всех отношениях: безумная сложная логистика — расстояния в нашей стране огромные, это совсем не Европа. То, что у нас называется ближайшей фермой, может быть за несколько сотен и даже тысяч километров. Eщё на транспортировку влияют пробки. Поэтому мы начинаем работу с шести утра.
Когда продукты доставили возникает другой вопрос: как правильно хранить, как упаковать экологично. Такой специфический товар долго не хранится. Очень много различных нюансов в этой работе. Но без этого дела жить уже невозможно. Это любовь. Когда магазин наполняется ароматами свежих трав или немытой морковки в земле, уже невозможно представить ничего другого. Мы радуемся как дети первым сезонным свежим овощам, фруктам и зелени весной, хотя зимой также радуемся и кратковременному отдыху.
Сейчас наш магазин работает как в формате онлайн, так и в виде привычном для большинства людей. Можно прийти за покупками или поболтать, время от времени мы проводим различные интересные мероприятия и устраиваем весёлые встречи. Нашему детищу уже более пяти лет. И для нас всех очень важно, чтобы товары отвечали стандартам качества для органической и биопродукции.
Расскажите про отбор поставщиков: все ли имеют экосертификаты? Каковы сложности перевозки продуктов, из каких регионов в основном поступает продукция?
Чаще всего мы обращаем внимание на наличие у фермы экосертификата, либо наш потенциальный поставщик имеет экоисторию и мощное экосознание. Таких очень хочется поддерживать. Дело в том, что они не получают со своей земли такой же объем урожая, как, например, выращивающие с химией и удобрениями. Но, несмотря на это, люди не изменяют себе, своим принципам и установкам, они реально думают о земле, о том, что мы оставим тем, кто будет на этой земле после нас. Важным здесь является не только взять урожай, но и отдать что-то в благодарность обратно земле и ни в коем случае не навредить. Хотя, конечно, на первых порах всегда надо убедиться, что мы говорим с людьми на одном языке и то, что я назову чистым продуктом, совпадает с их пониманием.
Люди ощущают разницу, приходя в магазин экопродуктов, в качестве, в цене, вкусе?
Конечно! Когда пробуешь продукт в самом приближенном к природному виде, с таким вкусом, с каким он задумывался, то влюбляешься в этот первозданный вкус. Потом хочется ощутить его снова и снова — за ним возвращаются. А вообще вкусовую чувствительность можно развить. Приведу пример хлеба. Когда мы постоянно едим тот, что из белой муки, то цельнозерновой кажется грубым и невкусным. Но если приучать себя к нему, то через какое-то время понимаем, какое там многовкусие и влюбляемся все больше. А у белого он начинает казаться плоским и бумажным. Недавно мы в магазине знакомились с эмпатическим тестированием продуктов питания, чтобы еще раз увидеть, как они воздействуют на наше состояние. Человеку всего лишь надо обратиться к себе.
Какими новыми продуктами вам бы хотелось пополнить свой ассортимент?
Как ни странно — яблоками. В самой яблочной стране мы не можем найти этот фрукт полностью экологически чистым. Мечтаем, чтобы у нас на полках появились разные сорта, сохраняющиеся и в зимние месяцы. Но это настоящий квест. Еще хотим добавить ягоды, тоже находимся в поиске поставщиков. Чтобы не было компромисса — “мы обрабатываем только до завязи”. Ещё мы были бы рады импортозамещению, например, из того, что прекрасно растет и у нас. Такому, как консервация из органик сырья без рафинированных масел, сахаров в составе. Перспективы прекрасны, есть где развернуться.
Сталкиваетесь ли вы с проблемами в продаже органической продукции?
Да, это гринвошинг (приём в маркетинге, позиционирующий продукцию более натуральной и экологичной, чем она есть на самом деле, с целью увеличения прибыли – прим. ред.) и ценообразование, особенно на российский органик. Наши продукты традиционно стоят дороже тех, что не имеют экосертификатов и продаются в обычных магазинах. Ещё не так давно пришла в голову мысль о том, что ценность и особенности таких продуктов не донесены до людей. Сегодня по теме экологически чистых продуктов существует некий информационный вакуум, людям не хватает исследований, аргументов. Раньше не задумывалась об этих вещах, так как давно в теме, но теперь вижу, что это действительно так.
Скажите, а сложно ли хранить органику? Ведь многие считают, что в таких крупах быстро заводятся жуки и моль.
Понимаете, когда у двух разных людей разная мотивация покупки биозерна, то и реакция на моль будет разная. Конечно, на производствах есть технологии, по которым зерно и семена очищают от личинок. Но не у всех есть деньги на эффективные варианты. Лучше помнить: чем больше мы вмешались, тем меньше ценного, живого в продукте. Поэтому мы предпочтем сухофрукт без инфракрасной сушки, без обработки паром. Пусть он лучше в холодильнике хранится. Овощи просим не мыть, чтобы сохранились эфирные масла и чтобы они просто хорошо хранились.
Надо пробовать покупать меньше, пересыпать в стеклянные банки, плотно их закрывать. Если у продукта повреждена цельность формы, например, дробленое зерно, хлопья или цельнозерновая мука, их лучше хранить в холодильнике.
А как происходит утилизация товара, который не раскупили или у которого сроки годности на исходе?
Если видим, что продукту недолго осталось, пишем об этом и делаем хорошую скидку. Ее встречают, в-основном, только в оффлайн магазине. Что-то помятое выкладываем бесплатно. Остальное чаще всего уходит в компост в огород коллеги. Хорошо, что у нее есть возможность забирать эти продукты по необходимости.
Люди, которые берут органику, более вдумчиво выбирают еду? Есть тенденция осознанному, меньшему потреблению?
Есть те, кто очень вдумчив. Многие встревожены тем, что вокруг с качеством происходит и переносят свои страхи на любой продукт. Есть те, кто просто нам доверяет. Сложно сказать о том, меньше ли потребляют, но импульсивных покупок точно меньше.
Случалось ли в вашей практике так, что люди, которые покупали органику, перестали это делать?
Есть люди, которые уходят в другие магазины, потому что в определенные сезоны ассортимент у нас очень ограничен. Но здесь у каждого свой приоритет. Нам важно, чтобы в любой сезон было понятно, что у нас нет ассортимента ради ассортимента и мы приглашаем в путешествие по сезонам, которое совсем не обещает огурцы в январе, а объясняет, что каждый сезон имеет свои наиболее полезные уникальные продукты. Мы учимся и учим доверять природе. В то же время самодостаточность сезона будет тогда, когда продукт наполнен жизнью, выращен под солнцем, на настоящей чистой земле. Поэтому наша задача найти такие продукты. Каждые в свой сезон.
Какие перспективы для развития органической продукции в России вы видите?
Я думаю, что органика должна и будет развиваться как индустрия. Конвейерный органик продукт будет иметь определенный стандарт, обычные препараты заменятся на био. Вы спросите верю ли я в то, что при таких условиях у земли будет шанс дать нам реально природный продукт? Нет. Потому что все-таки экспансия предполагает потребительское отношение, а это в свою очередь вычитает из качества. Поэтому для меня больший интерес представляет продукт выращенный там, где прислушиваются к законам природы.
Те же тенденции сейчас в Европе. Небольшие бизнесы сменились на органик сети и крупные супермаркеты. И потребители стали замечать, что выращенный объемами продукт, несмотря на то, что он органик, обезличен, не имеет вкуса и запаха как с грядки, стандартизирован размер. Например, там, где я бываю в Европе, не удается найти немытую органик морковку. Она вся красивая, но, к сожалению, без своей естественной защиты, все эфирные масла вымыты. Так вот, люди стали обращать внимание и задумываться, откуда продукт и как он выращен. Кроме органик значка важно отношение, место, философия производителя.
Так стали появляться локальные инициативы, где с грядки от фермера вам на стол. По подписке, с рынка, где есть органик прилавок местного фермера, через маленькие магазинчики. Тогда в качестве и натуральности сомнений нет. Вы всегда знаете, кто вырастил тот или иной продукт на вашем столе.
Вот этим мы уже сейчас и занимаемся. Мне важен продукт, где природа постаралась, а не технологии.
По вашему мнению, чего сейчас не хватает России для развития органического сельского хозяйства?
Недонесенная ценность. Многие не понимают, зачем нужно создавать такие сложности с экосертификатами, особыми условиями выращивания и перевозки. Всё привыкли делать по старинке, по отработанной десятилетиями технологии. Новое приживается трудно, тем более с этим новым много нюансов, трудозатрат. То, что органическая продукция полезнее, что она «живая», такая, какая и должна быть в природе, что она принесёт человеку радость и здоровье мало кто задумывается.
Елена, вы планируете расширять свой магазин в географическом плане? Есть ли идея развивать сеть в других районах Москвы?
В первую очередь у меня и моей команды есть задача представлять очень качественный, наполненный жизнью и пользой продукт, выращенный по всем законам природы, с короткой цепочкой от фермы до прилавка. Магазин, где больше именно НЕ индустриальной органики. Имея сеть, акценты выстраиваются по-другому. Поэтому пока мы будем существовать в том же формате как сейчас. Я называю наш магазин деревенским. Будем продвигаться не вширь, а вглубь и работать не на количество, а на качество.
Если нас сейчас читает человек, который хочет в своем регионе/городе открыть магазин экопродуктов, какой бы вы дали ему главные совет? С чего начать?
Для меня это в первую очередь работа от сердца. Поэтому потенциальному коллеге я бы пожелала начать с любви к органическому в первую очередь как потребителю. Разобраться, чем “эко” и “био” лучше, в чём особенность, магия этих продуктов. Когда этим проникаешься до глубины души, пропитываешься этой идеей пользы и, вместе тем, бережного, уважительного отношения к природе, то силы и идеи приходят сами собой. Это не просто бизнес, это стиль, образ жизни, мыслей, это целая философия и вселенная. Важно определиться с приоритетами, чётко обозначить себе концепцию. И тогда всё будет получаться. Через такой бизнес можно не только самим стать счастливым, но и делать счастливее других.
По следам этой интересной беседы я и наш коллектив сделал вывод о том, что экологичный бизнес — это бизнес в первую очередь созидательный. Такое дело традиционно начинают те, кто хочет сделать что-то значимое, полезное в этом мире. Финансовый успех здесь не основная цель, а своеобразная награда за труд и старания.
Безусловно, на магазин экопродуктов уходит очень много сил и времени. Но что здесь самое главное – он затягивает, в хорошем смысле слова. Такое экодело просто не может не стать частью жизни того, кто его начал, им пропитываешься, одухотворяешься. И это прекрасно.
Когда твоё начинание не вырывает кусок из жизни, а становится самой твоей жизнью. А от осознания того, что можешь направить, рассказать о пользе органических продуктов людям, помочь им с выбором и внести свою маленькую лепту в сохранение их здоровья, на душе становится тепло. И вот это в экобизнесе самое важное.
Интервью взяла Анна Алябьева, руководитель проекта @info_green_washing
На впоросы ответила Елена Якоби, основательница магазина «Еда-природа»
Еще по теме:
Ведущее экопредприятие Европы Alnatura
Кокосовые продукты — топ 8 полезной и вкусной органики