Откровенное интервью основательницы косметического бренда MI&KO (косметика МИКО)
«Я опустилась на стул, и у меня опустились руки», — призналась основательница бренда MI&KO — первая в России натуральная косметика МИКО. Такие воспоминания остались о 2011 г. А что сейчас? И как вообще все было?
Молодая женщина 23 лет, ожидающая первенца – хрупкая фигура, сосредоточенная на жизни внутри себя. Кто в таком прекрасном положении решится открыть бизнес? Да такой, аналогов которому в родной стране еще не было? Встречайте – Екатерина Матанцева. Органическая косметика МИКО – ее детище. Когда-то Екатерина изготавливала мыло в собственной ванной, а сегодня ее компания имеет 50-миллионный оборот.
Как и многие женщины, Екатерина задумалась о безопасности окружающего мира, когда забеременела. Статус родителя, полная ответственность за жизнь и здоровье маленького человека толкнули на поиски органической бытовой химии. В 2009 году Екатерина не нашла на российском рынке ничего подходящего и решила запустить собственную линейку натуральных средств для стирки. Именно эта идея лежит у истоков узнаваемого сегодня бренда mi&ko.
Через какие сложности пришлось пройти, как трансформировалась компания косметики Мико за 11 лет?
Откровенно о текущих переживаниях, победах и планах, а также о косметических мастхэвах этой осени читайте в интервью.
В 23 года быть первопроходцем натуральной косметики в России – задача не из простых. Бывали ли моменты, когда Вы думали: «Все, я больше не могу, это слишком сложно для меня»?
За 11 лет управления было много приятных моментов. Но и мысли закрыть производство посещали. Помню тихую зимнюю субботу 2011 года. У всех выходной, а у меня – планирование новой недели. Сын с бабушкой, и я работала с чистой совестью и без чувства вины перед малышом.
Я опустилась на стул, и мои руки опустились. «Все. Я больше так не могу», — подумала я. Кредиты, зарплаты, поставщики — на все нужны были деньги. А денег у меня не было. Погруженная в мрачные мысли я машинально открыла почту на рабочем компьютере. Непрочитанное сообщение.
Взгляд скользит по строчкам, и я как будто возвращаюсь к жизни: «Ваша продукция для нас очень важна! Спасибо, что вы есть!» Незнакомая женщина делится радостью, что у детей прошел дерматит с нашим маслом «Нежный возраст», что они стали реже болеть после перехода на средства для дома Чистый кокос. Она благодарит меня и моих родителей.
И тогда я поняла, что косметика МИКО нужна людям. И, если в России нет другой натуральной косметики, то надо сохранить наш бренд! Пусть даже клиентов пока немного, а прибыли еще меньше.
Если вернуться в самое начало, что бы Вы поменяли?
Если бы я открывала бизнес с опытом, характером и знаниями, которые получила за эти 11 лет, я бы сразу нанимала более компетентных сотрудников на более высокую зарплату. Но в начале пути средств было немного. Зато кредитов было в избытке, поэтому команду набирала больше по личным качествам, и сложные производственные вопросы решали не коллеги, а мы с мамой. Сегодня я понимаю, что более профессиональные специалисты помогли бы быстрее выйти на нужный уровень.
Изначально Ваше производство выглядело, как мини-лаборатория на 30 кв.м. Насколько вы выросли за 11 лет? Как менялся состав коллектива? Есть ли сотрудники, которые работают с момента основания компании?
За 11 лет работы мы выросли в 116 раз по помещениям и в 20 раз по количеству сотрудников. Сейчас мы занимаем площадь более 3500 м2. У нас есть цеха по производству косметики и бытовой химии, 2 склада сырья, склад упаковки, склад готовой продукции, 2 офисных помещения для административного департамента, отделов продаж, продвижения и маркетинга. Часть сотрудников работает еще с первого производства. Некоторые за 11 лет успели уйти и вернуться. Многие работают по 5-7 лет, в отделе продаж – по 2-3 года, и штатные изменения в основном связаны с декретными отпусками.
Я верю, что персонал – это 80% успеха компании. Раньше набором сотрудников занималась мама. Будучи собственником, она отдавалась процессу на все 100%, как не сможет ни один наемный работник. К тому же она очень мудрый и чуткий человек и умеет поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе, разрешать сложные жизненные ситуации и грамотно формировать команду.
Сейчас многое поменялось. Родители вышли на пенсию. Коронавирус внес свои корректировки: мир трансформируется, и люди ведут себя более беспокойно. Хотя мы стабильно перенесли основной удар кризиса, я понимаю, что этот год будет непростым. Сказывается еще и то, что я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Но скоро я включусь в процесс, и мы заработаем с новой силой!
Была ли у вас возможность полноценно отдыхать? И насколько Вы вовлечены в процесс производства сегодня?
Как я уже сказала, сейчас я в декрете с дочкой. Часть работы, связанной с управлением компанией, возложена на ключевого руководителя. Я же курирую вопросы пиара, продаж, маркетинга и вывода новых продуктов на рынок. Раньше я ездила в отпуск максимум на неделю — в Новый год и в майские праздники. В остальное время отсутствовала только в связи с командировками.
Первое испытание без меня для компании было в ноябре 2019 года. Я работала удаленно и не приходила в офис 40 дней. Команда справилась. И я очень рада. Но за 3 последних месяца моего удаленного графика я все же почувствовала напряжение в рабочей атмосфере и некоторые трудности с управлением. Но это временные неудобства, с которыми мы справимся и станем сильнее!
Расскажите, кто изначально разрабатывал рецептуры? Есть ли иностранные марки, которыми Вы восхищаетесь?
Первые формулы – результаты труда зарубежной лаборатории. Сейчас у нас в команде есть и иностранные специалисты, и собственная лаборатория. Что касается вдохновения, мне нравятся некоторые формулы и дизайн марки Анна Мари Берлинг. Но этот бренд – в более высокой ценовой категории. А мы создаём органическую косметику, доступную русским женщинам в небольших городах.
По данным на 2019 год продукция MI&KO была представлена в 114 городах России в таких странах, как Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан. Расширился ли этот список? Какие страны планируете покорить следующими?
Сейчас мы активно развиваем продажи в Европе. Это более сложный рынок, так как он давно сложился и игроков там очень много. И, тем не менее, интерес к нашей марке с каждым годом растёт.
Рынок натуральной косметики в России активно развивается. Чувствуете ли Вы серьезную конкуренцию?
Конкуренция на рынке натуральной косметики действительно возрастает, и это здорово. Глобальные бренды делают свою продукцию натуральнее и экологичнее. Сейчас многие новые марки и такие гиганты как Garnier, например, выпускают продукты с содержанием натуральных ингредиентов до 98%. И здесь важно понимать, чем мы отличаемся от других?
Семейная компания mi&ko вышла на рынок с миссией помогать клиентам быть красивыми и здоровыми. Главное для нас — чтобы покупатель почувствовал эффект. Какой смысл в натуральной косметике, если она не работает? Мы гарантируем, что после нанесения сыворотки и крема тебе понравится отражение в зеркале, а стиральный порошок справится со своей задачей, и белье будет чистым и свежим.
У нас есть своя аудитория и мы работаем для наших клиентов, выводя новые интересные продукты. Сейчас наш бизнес развивается не так быстро, как первые 10 лет, потому что мы уже значительно выросли. А чем мы больше, тем, тем сложнее наращивать обороты.
Косметика Мико: выбор редакции нашего блога
Вы придерживаетесь строгих правил экологичности в производстве. А что касается обычной жизни? Какие экодружелюбные привычки у Вас есть?
Весь цикл экологичного производства я использую и в личной жизни: стараюсь не покупать товары в лишней упаковке, разделяю мусор, ношу с собой авоську, чтобы не брать пластиковые пакеты, термос для напитков, свои многоразовые бахилы. Нет одноразовым вещам! Выключаю воду, когда чищу зубы или намыливаю посуду.
Некоторые вещи (телефон, компьютер, ноутбук, коляску, автокресло) покупаю б/у. Одежде, игрушкам дарю вторую жизнь: отдаю в благотворительные организации. Покупаю органические крупы, муку и макароны. Остальную еду покупаю либо у знакомых (яйца, овощи), либо читаю состав — нет ненатуральным добавкам! Ну, и, конечно, только наша органическая косметика для ухода за собой и детьми, а бытовая химия для дома — только pure water.
Международный Cosmos Certificate покрывает только некоторые позиции Вашей косметики или все товары? Если не все, то почему? Есть ли принципиальное отличие между сертифицированным и несертифицированным товаром?
Мы хотим сертифицировать все наши продукты по сертификату COSMOS ORGANIC. Сейчас сертифицировано более 160 продуктов. Некоторые позиции мы готовим на замену. Поэтому уже выведем новые продукты с органической сертификацией COSMOS ORGANIC. С нашими сертификатами возможно ознакомиться на сайте mi&ko
Сухие средства невозможно сертифицировать, так как в сертифицированном продукте должно быть не менее 10% органических компонентов, а это не всегда возможно технически.
Напомним, что натуральный не равно экологичный.
Расскажите, пожалуйста, немного о своем новом продукте – солнцезащитном креме. Солнцезащитные средства — слабое место всех производителей натуральной косметики, потому что обычно они очень плотные, тяжело наносятся и выглядят, как белая маска, являются как бы физическим препятствием на пути солнечных лучей. А средства mi&ko полностью впитываются и не оставляют следов. Как они работают и почему такие классные?
Секрет в том, что как поставишь задачу при разработке продукта, так ее и решишь. Мы разрабатывали солнцезащитные средства с учетом, что создаем именно крема, которые будут ухаживать за кожей, а не просто отражать солнечные лучи. И, конечно, важным был момент легкости нанесения и использования.
Когда-то мы поставили задачу натуральных консервантов — и выполнили ее. Хотя многие косметические химики в это не верили. Когда воспринимаешь натуральность состава как норму, а продукт стремишься сделать эффективным, то фокус идёт на грамотность самой формулы.
Косметика «Мико»: у стирального порошка Pure Water отличный состав, мы тоже им пользуемся. Но есть много отзывов о том, что он:
а) не растворяется при температуре 30 градусов (рекомендуется стирать им при +40, но это не всегда удобно или допустимо);
б) при насыпании в воздух поднимается взвесь из «пыли» порошка.
В связи с чем вопрос: планируется ли выпуск порошка в гранулах и вообще возможно ли это для экологичной бытовой нехимии?
Самый экологичный вариант – сухой. Сухие порошковые средства, имея недостатки в виде пыли и более высокой температуры стирки, на самом деле более экологичны — нет пластиковой упаковки, ты не покупаешь воду и консерванты и не создаёшь лишние выбросы в атмосферу при доставке этой продукции, так как сухой порошок — более концентрированный.
Но мы все же решились выпустить жидкие средства для стирки. Я долго обдумывала этот шаг, так как с ними пластика становится больше, затраты воды выше. В остальном в составе будут те же компоненты, просто разведенные водой. Плюс добавлены растительные консерванты.
Косметика «Мико»: какие 3 средства Вы бы посоветовали новичкам для знакомства с Вашей продукцией?
Осенью рекомендую взять:
- Бодрящий тоник для лица VinLift.
Он освежит кожу и разбудит ее утром.
- Одну из наших новых инновационных сывороток Vitamins Booster.
Она заряжает кожу витаминами, снимает признаки усталости и недосыпания, улучшает цвет лица.
- И, конечно же, хит продаж на осень — пилинг Мак.
Он увлажняет кожу, оказывает омолаживающее действие.
Косметика МИКО – повод для гордости и радости всех российских зеленых богинь. Пионеры органического производства в России за 11 лет работы они выросли из семейной уютной мини-лаборатории размером со скромную «однушку» в международный узнаваемый бренд! Подарили нам бытовую «нехимию», уходовые средства для лица и тела, линейку детских и мужских косметических средств, эфирные масла.
Компания также активно участвует в социальных проектах, помогает людям в сложных жизненных ситуациях, регулярно делает перечисления в фонды помощи семьям с особенными детками.
Поддерживать такой бизнес не только полезно для тебя лично, но и значимо в глобальном смысле. Так что мы уже заказали рекомендованные Екатериной продукты.
А от себя советуем также обратить внимание на гидролат василек (310 руб.), крем для лица Шик (420 руб.), гидрофильное масло Имбирь (352 руб.) и гель для душа с очищающими частицами Клюква (724 руб.)
А у вас есть любимое средство от косметики МИКО?
Читайте также статью как понять, что выбор товаров экологичен (применим и к поведению/явлениям)?
Вопросы основательницы косметики Мико подготовила: экоактивист Пушкарева Екатерина Владимировна
Один комментарий
Елена
Спасибо. Прочитала на одном дыхании