Важно знать,  Экожизнь

Показатели устойчивости компании: зачем нам, конечному потребителю, это знать?

В настоящее время любая уважающая себя компания должна не просто стремиться к экологизации бизнеса в широком понимании, но и действительно помогать окружающей среде. И это не маркетинговый ход, это неотъемлемая часть устойчивого развития бизнеса. Это не про моду на всё «зелёное», это про ответственность. Это про людей, про предприятия, которые оказывают минимальное негативное влияние на глобальную или местную среду, общество или экономику, а не только про генерацию прибыли. В этой статье мы решили поднять сложную тему «Показатели устойчивости компании» для осознания, что же такое бизнес для всеобщего блага?

 

показатели устойчивости компании: зачем знать потребителю

 

Мир не стоит на месте, он постоянно усовершенствуется, появляются новые потребности, а, следовательно, и новые технологии, поэтому ответственные компании стали учитывать требования общества, необходимость  осознавать своё влияние на окружающую среду, в том числе на само население, предоставлять открытую и доступную информацию о своей деятельности. Всё это также сказывается на конкурентоспособности бизнеса, на его дальнейшем развитии.

 

«Зеленые» принципы и показатели устойчивости компаний

Стратегия устойчивого развития – это механизм, который запускает необратимый процесс изменений компании, только в положительную сторону. Чтобы внедрить такие стратегии, компаниям потребуются немалые затраты, как в финансовом, так и в управленческом аспектах организации. Что здесь имеется ввиду: компании необходимо поставить цели на долгосрочную перспективу не только с точки зрения экономики, но и в социальных вопросах, и в экологии.

 

показатели устойчивости компании: в чем заключается их "зеленость"?

 

Но мало только обозначить цели, необходимы их реализация и достижение, а в дальнейшем отчётность и демонстрация заинтересованным сторонам, в первую очередь, нам — потребителям.

 

Из всего этого следует, что правильно разработанная стратегия устойчивого развития, помимо очевидного блага для общества и экологии, поможет компаниям привлечь инвесторов и клиентов, — выходит, что все «в плюсе». Идёт развитие компании, больше спрос, больше потребителей, выше конкурентоспособность.

 

Управление и контроль за стратегиями, эффективности их использования требует разработки соответствующих критериев и показателей — индикаторов устойчивого развития.

 

Так, вместе с указанными индикаторами появились индексы устойчивого развития компаний: индексы фондовых бирж и международных рейтинговых агентств. Индексы позволяют дать общую оценку вклада экологических и иных элементов устойчивого развития в эффективность и капитализацию компании.

 

Три важных компонента экосистемы устойчивого бизнеса

Теория устойчивого развития бизнеса непрерывно связывает три составляющие, это – экономика, экология и общество. Наше настоящее и будущее зависит от этих трёх компонентов, мы все хотим пить чистую воду, использовать вторсырьё, убрать горы мусора и так далее, у этих принципов экономики есть научные названия:

 

  1. Ограничение энерго— и материалоёмкости – это рациональное использование и экономное расходование материальных ресурсов любого типа (экономия воды, света);

  2. Замещение не возобновляемых ресурсов возобновляемыми (использование энергии ветра, солнца);

  3. Восстановление нужных компонентов из переработанных отходов (восстановление ценных продуктов из одного или более компонентов смеси);

  4. Рециркуляция отходов (повторное использование отходов);

  5. Многократное использование продукции (применение продукции более одного раза по первоначальному функциональному назначению).  

 

Это и есть принципы экономики замкнутого цикла. И, когда компании стремятся использовать такие «зелёные» принципы, у потребителя к ним выше доверие, больше спрос. Что, в свою очередь, для компаний несёт положительную динамику с точки зрения ее конечной прибыли, организации вправе это указать в своих финансовых отчётах как один из нескольких факторов устойчивого развития бизнеса. А, так как это информация находится в открытом доступе для любого пользователя, это является ещё и источником для экспертов, оценивающих компании по соответствующим индикаторам, и становится основой для анализа и оценки эффективности деятельности компании в этом.

 

оценка устойчивости компании

 

Оценка устойчивости  компании

На сегодняшний день во многих экономически развитых странах популярные и надёжные общенациональные рейтинговые агентства и биржи используют свои системы индексов устойчивого развития. Компании и организации, и весь бизнес в целом, оцениваются по общим совместным и отраслевым критериям, обязательно учитываются все последние тенденции в экономической, экологической и социальной областях.

 

Индексы устойчивости помогают специфическим инвесторам и индивидуальным вкладчикам правильно и безопасно распоряжаться своими капиталами и вкладывать их в те компании, которые показывают более стабильные результаты и не забывают о природоохранной деятельности и социальных вопросах, которые беспокоят также и простых потребителей товаров и услуг. Наиболее известные:

 

  • В Соединённых Штатах Америки применяются такие индексы, как Dow Jones SustainabilityIndexes и NASDAQ ОМХ CRD GlobalSustainabilityIndex.

 

показатели устойчивости: рейтинг DJSI

 

После того, как компания внесена в список DJSI, она ежедневно отслеживается на предмет любых возникающих проблем, из-за которых она может быть исключена из списка. Примеры событий, которые могут привести к этому, включают: коммерческую практику, нарушения прав человека, увольнения или трудовые споры, катастрофы на производстве. Если событие окажется достаточно значительным, оно будет проанализировано дополнительно на основе степени серьезности, освещения в СМИ и управления кризисом, после чего аналитики RobecoSAM решат, будет ли компания исключена из DJSI.

 

  • Мировой индекс, или DJSI World основан на 2500 крупнейших компаниях в Глобальном общем индексе фондового рынка Dow Jones (DJGTSMI).

Лидеры рейтинга DJSI за 2019 год в локальных отраслях:

 

показатели устойчивости: рейтинг DJSI WORLD TOP8

 

  • Общий уровень прогресса в достижении целей в области устойчивого развития (ЦУР) ООН: GlobeScan совместно с SustainAbility. Подробнее о целях можно почитать на сайте ООН.

 

По результатам анализа мнений сотен экспертов, платформа выпускает отчёт, включающий в себя рейтинг наиболее устойчивых компаний за прошедший год. В опросе принимают участие специалисты в области устойчивого развития, профессиональная деятельность которых затрагивает такие сферы, как: политика и управление, наука и исследования, СМИ и медиа, бизнес, общественные организации и т.д. Географический диапазон данного опроса охватывает десятки стран, учитывается мнение респондентов из Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Африки и Ближнего востока.

 

Средний опыт работы опрощенных специалистов над вопросами устойчивого развития — более 10 лет. GlobeScan SustainAbility Survey также включает в себя анализ наиболее влиятельных общественных организаций.

 

ТОП-3 лидера по версии GlobeScan SustainAbility Survey за 2020 год:

 

устойчивость деятельности компании: THE GLOBEScan 2020, топ-3

 

  • Среди стран европейской части, а именно в Англии, на Лондонской бирже правит FTSEAGood.

  • В Гонконге действует индекс HKQAA HSBC.

  • В Южной Америке пальма первенства у Бразилии, здесь на бразильской бирже под названием Bovespa используются два индекса: IC02 (CarbonEfficientIndex)1SE (CorporateSustainabilityIndex).

  • В странах Ближнего Востока во главе – Израиль, здесь используется индекс MAALA Index.

  • В России действует система рейтингования ESG. Её используют многие агентства: RAEX, Expert РА, МосБиржа и другие.

 

Рейтинг крупнейших российских компаний — RAEX-600. Для участия в рейтинге отбираются топ-50 компаний. Из выборки исключаются компании секторов с минимальным воздействием на окружающую среду: ретейл, финансовый сектор и телеком. Также исключаются международные компании, имеющие торговые представительства в РФ. В итоге остаётся 30 компаний.

 

Оцениваются три составляющие деятельности компаний: E, S и G. Они включают в себя по 2-3 показателя. Итоговый балл за каждый раздел – среднеарифметическое от всех его показателей, а итоговая позиция в рейтинге – средневзвешенное от баллов за разделы. Система баллов не указана. Срок действия рейтинга также не указан.

 

устойчивость деятельности компании: RAEX, топ-3

 

Данная методика составления ESG-рейтинга является наиболее простой и, вследствие отсекаемых компаний и секторов, а также малочисленности показателей в каждом разделе – неполной. Это можно заметить, сравнив ESG-рейтинг RAEX с рейтингами других агенств.

 

Устойчивость компании: что это?

Показатели устойчивости компании это не только финансовое благополучие, это идеология о том, что экономическая, социальная и экологическая сферы должны развиваться одновременно, и у этих трёх составляющих нет разного пути. А именно:

 

  • Каждый человек имеет право на здоровую жизнь, в экологически чистой и благоприятной окружающей среде.

  • Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей.

  • Необходимо развиваться так, чтобы потребности нынешнего поколения не угрожали обеспечению потребностей будущих поколений.

  • Сохранение окружающей среды не должно рассматриваться разрозненно от развития экономики и социальной сферы.

  • Рациональное развитие демографического вопроса и правильное расселение.

  • Предотвращение экологических катастроф.

  • Искоренение бедности и нищеты.

  • Становление открытого общества и развитие демократии.

  • Признание личных форм собственности.

  • Устранение всех форм насилия над человеком и природой.

  • Уважение к малочисленным группам народов.

  • Развитие международного сотрудничества и глобального партнерства.

  • Экологизация сознания (изменение образа жизни человека в сторону возвышения интеллектуально-духовных ценностей по отношению к материально-вещественным).

     

Зная показатели устойчивости компании, мы можем сделать выбор в пользу покупки товара этого производителя, поддержав таким образом оздоровление всего рынка в целом. Интересуйтесь не только сертификатами качества продукта, но и «зелеными» принципами развития компаний в вашей стране!

 

Автор публикации: Слонская Светлана Анатольевна, Eco-Friendly Woman

Слонская Cветлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще статьи об экобизнесе:

Спасибо, что делитесь с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *