Органические маркировки продуктов питания
Пока что в России никто не запретит производителям указывать на этикетках слова “натуральный” или “органический”. За нами — потребителями — остается доверять, но при этом проверять! И помнить: органический продукт может называться таковым только, если он имеет органические маркировки.
Органический, био, эко, 100% натуральный, без химии — все эти слова мы все чаще встречаем на упаковках различных товаров в сфере продуктов питания, косметики, бытовой химии. Но стоит ли верить этим словам?
К сожалению, сейчас очень многие производители штампуют такие громкие “зеленые” заявления на упаковках своих товаров, используя их как маркетинговую уловку для привлечения внимания покупателей. Это и называется greenwashing (гринвошинг).
При том, что важно всегда проверять наличие сертификатов на упаковке, не спешите верить всему, что там написано. Но, согласитесь, не всегда есть время досконально рассматривать этикетки и логотипы: нам обычно достаточно присутствия слов “натуральный” или “органический”. У нас на сайте есть целое расследование про поддельные сертификаты.
Другая проблема связана с “самодекларантами” — компаниями и брендами, которые придумывают собственные экомаркировки или незаконно используют слово “органик” в своём названии или на упаковке.
- Сверяйте название товара указанное на упаковке и в сертификате — они должны совпадать.
- Сертификат должен быть действующим;
- Существуют различные приложения для проверки подлинности товара и сертификации, например, Ecolabel Guide.
Уделяйте свое время при покупке информации о каком-либо производителе еще до приобретения. Особенно если это новый бренд, который вы не встречали раньше. В помощь еще одна наша статья про экомаркировки.
Какая продукция может называться органической?
- В первую очередь, такой продукт должен иметь специальный сертификат соответствия, который будет выдан независимой, авторитетной и уполномоченной на это организацией;
- Сырье должно быть выращено без использования пестицидов, азотных и минеральных удобрений, гормонов и стимуляторов роста и желательно в экологически чистых районах;
- Производство и транспортировка товаров должны соответствовать органическим стандартам;
- Продукция не тестируется на животных;
- Сельское хозяйство должно иметь особые технологии: сохранение “живой” почвы, механический метод убирания сорной травы и больных растений, использование качественной воды для орошения, создание зеленого коридора из деревьев около полей.
Как же обычному потребителю понять, где натуральный товар, а где органический? Как не попасть на маркетинговые уловки производителей? Чтобы немного начать разбираться в экомаркировках, в органике, для понимания для начала попробуем рассмотреть сферу продуктов питания (сельского хозяйства).
Органические маркировки на продуктах питания
- французская Agriculture Biologique — государственная экологическая организация по сертификации, одна из самых первых, появившихся в Европе. Создавалась специально для маркировки органических продуктов питания растительного происхождения, содержащих более 95% органических ингредиентов. Ее сертификат можно получить только при соблюдении обязательного условия — все продукты, сырье для конечного продукта должны быть выращены, произведены или обработаны на территории Европейского союза и и должны иметь также сертификат соответствия. Agriculture Biologique на упаковке даёт гарантию потребителю, что при создании товара не был нанесён ущерб окружающей среде.
- немецкий знак Bio-Siegel — эта маркировка для сельскохозяйственных продуктов, которые не подвергались обработке вредными и опасными минеральными удобрениями, в животноводстве — безопасные корма для животных, без антибиотиков и стимуляторов роста. Запрещены усилители вкуса и искусственные ароматизаторы. Не менее 95% компонентов продукта должны иметь органическое происхождение, в нём не должно быть ГМО и потенциально опасных пищевых добавок. Разработан для товаров, произведенных только в Германии, выдаётся бесплатно на добровольной основе.
- немецкий сертификат Bioland — с одними из самых строгих требований к сельскохозяйственным продуктам, который требует в составе продукта 100 % органических ингредиентов. Поэтому можно сказать, что продукт со знаком Bioland априори отвечает требованиям, предъявляемым Европейским союзом к органической еде. Очень строгий контроль на использование азотных удобрений.
- Euroleaf — производители, кто добровольно хочет пройти сертификацию, должны предоставить на проверку свои органические продукты и сырьё не упакованными. Самое главное требование, чтобы продукт содержал не менее 95% ингредиентов, произведенных в соответствии со стандартами органического сельского хозяйства, закреплёнными в законе ЕС. Регулярные проверки условий на производстве. Разрешены только натуральные удобрения. Более подробно мы уже разбирали данную маркировку.
- USDA Organic — очень строгий американский экосертификат. При его получении учитываются все этапы производства: от обработки почвы и выращивания до сбыта товаров и переработки упаковки. USDA 100% Organic имеют только полностью органические продукты. USDA Organic — не менее 95% органических ингредиентов. Запрещено использование ГМО, антибиотиков, пестицидов, искусственных красителей и консервантов; запрещено тестирование на животных. Проводятся регулярные инспекции всех фермерств и хозяйств. Запрещено использовать химические удобрения.
- английский Soil Association — это благотворительная организация, не занимающаяся получением коммерческой прибыли. У компании довольно строгие требования к получению сертификата, во-первых, если продукт содержит уже менее 70% органических ингредиентов, его даже не рассматривают. Только продукты с органическими ингредиентами 95% и выше могут рассчитывать на получение сертификата соответствия. Запрещено использовать пестициды и подкормку земель опасными синтетическими удобрениями. А упаковка должна быть пригодна для переработки, пластиковая упаковка запрещена. Главная идея и цель организации — доступность экологически чистых продуктов для всех граждан.
- японская JAS — строгая сертификация, которая регулируется кодексом органического сельского хозяйства. Все этапы проходят только на законодательном уровне. Запрещено применение ГМО. Главная цель — сохранение естественных природных циклов и органическое земледелие.
Как мы видим, органические маркировки существуют во многих странах мира. Они гарантируют экологическую безопасность на всем протяжении жизненного цикла товара или услуги – от сырья до утилизации.
Есть еще один значимый для органики сертификат — международный биодинамический стандарт Demeter. Биодинамическое земледелие позволяет выращивать растения высокого качества, улучшать почвы, сохранять и приумножать богатства природы, а не только расходовать их.
Demeter — единственная экологическая ассоциация, которая создала сеть индивидуальных сертификационных организаций по всему миру. На сегодняшний день она регулирует обработку продуктов питания, косметики, текстиля, а также хранение, упаковку и маркировку. К 2020 году производство, переработка и маркировка объединены в единый стандарт. Биодинамической Федерация — Demeter International имеет 45 организаций — членов в 36 странах .
Основные задачами Demeter International:
- Разработка и утверждение международных стандартов Demeter для производства и обработки продуктов Demeter,
- Международная регистрация и защита торговой марки Demeter,
- Сертификация отдельных ферм / операций в странах без собственной организации Demeter,
- Поддержка биодинамических ассоциаций и организаций.
Российский сертификат — Органик(Organic)
Российский стандарт— ГОСТ 33980-2016 со знаком “ОРГАНИК”. В России только эта маркировка дает право официально называть продукты органическими. Она разработана Национальным органическим союзом и присваивается исключительно тем продуктам, которые прошли сертификацию по органическом стандарту.
В России также был принят закон, которым регулируется, что при производстве органической продукции должны соблюдаться определенные требования, а именно: запрещено использование агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции; запрещено смешивать органическую продукцию с продукцией, не относящейся к органической, в процессе производства, при хранении и транспортировке органической продукции; запрещено использовать упаковку, которая может привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары. Также в данном законе №280-ФЗ есть пункт, который гласит, что если производитель незаконно нанес органическую маркировку, то он будет нести ответственность в рамках законодательства Российской Федерации.
Казалось бы, такой должен облегчить поиски и выбор органических продуктов питания для граждан, но недобросовестные производители уже нашли в нем лазейки.Главная проблема здесь ещё — это отсутствие надзора со стороны государства за производителями продуктов питания, позиционируемых, как органические.
Сейчас в России сертифицировано 111 производителей органической сельскохозяйственной продукции. Вы можете ознакомиться с перечнем компаний, на сайте Национального органического союза.
Органические маркировки на продуктах — примеры брендов
Мы решили показать вам в качестве примера продукты, доступные на российском рынке и имеющие один или несколько органических сертификатов.
Кофе Paulig MunDo имеет сертификаты Euroleaf, Fairtrade и Органик. Встретить его можно на онлайн маркет-плейсах, а также в сети магазинов “Перекресток”.
Вся линейка шоколада Vivani имеет сертификат Euroleaf. Ранее мы подготовили для вас статью по шоколаду и ответственным брендам. Купить его можно в онлайн-магазинах.
Органическое кокосовое молоко Rish имеет два сертификата Euroleaf и USDA Organic. Мы также рассказывали об этом продукте в статье про кокосовые продукты. Продается на маркет-плейсах.
Отечественные товары также дополняют ряды органика: так, молочные продукты и яйцо органического фермерского хозяйства М2 имеют сертификаты Euroleaf и Органик. У них есть собственный интернет-магазин.
Каждый год появляется всё больше брендов и целых фермерских хозяйств, которые могут похвастаться ответственным производством и органик сертификатом.
Не менее важной новостью для органического рынка продукции в России стало появление травяного напитка Pukka от компании Unilever. В нашей стране он зарегистрирован в качестве БАДа. На международном рынке он отмечен сразу несколькими строгими международными сертификатами качества — Organic Soil Association, USDA Organic, Euroleaf и Fairtrade. У этого чая биоразлагаемая упаковка, текст отпечатан растительными чернилами. Материал чайного пакетика не содержит пластика, а конвертики пригодны для вторичной переработки.
У Pukka много разных ароматов и вкусов — состав напитков включает 100% органические и лечебные травы высшего качества. Производитель отказался от использования минеральных удобрений, пестицидов, прочих химикатов и генномодифицированных семян в своей цепочке. Pukka становился лауреатом нескольких крупных международных премий: Топ в номинациях за вкус 2005 года, ТОП 3-й органик чай в мире.
В широкой линейке представлены различные сочетания, подходящие под различные потребности организма.
ЭНЕРГИЯ — (в составе лемонграсс, имбирь, лимонная вербена) для ежедневного восполнения энергии, утоления жажды.
ОЧИЩЕНИЕ — (в составе ромашка, роза, липовый цвет, лаванда, ноготки, бузина) для концентрации внимания, улучшение настроения.
НАСТРОЕНИЕ — (в составе анис, кардамон, семена фенхеля, семена кориандра) его назначение — детокс, очищение, против вздутия.
Pukka — это настоящий суперфуд в сегменте горячих напитков, это больше, чем просто травяной напиток, это целая философия. Купить продукцию можно будет на всех популярных маркет-плейсах.
Натуральные и органические продукты становятся все более популярными у массового потребителя. Однако несмотря на все изобилие маркировок и сертификатов, а также все возможности для подачи заявки на них, честными остаются далеко не все производители.
Для того, чтобы стимулировать производство и продажу по-настоящему ответственных производителей, потребитель может только уделить время дополнительному изучению материалов о составе и органическим маркировкам товаров из авторитетных источников и выбирать товары более осознанно при следующем походе в магазин.
Автор публикации: Слонская Светлана Анатольевна, Eco-Friendly Woman
Читайте по теме:
Одежда из хлопка убивает экологию?
Качество рыбы — кто за него отвечает.
5 комментариев
Иван
Интересная статья! Начинаю увлекаться органическими продуктами, но ни разу не встречал сертификат JAS в России. А вот наш новый российский экосертификат встречал на продуктах в магазине. Правда это был алкогольный раздел, даже не знаю, насколько такие напитки полезны даже с экомаркировкой.
Анна
Конечно алкоголь это не про полезный продукт. Но, если человек его употребляет, то это лучший вариант
Ксения
Недавно пробовала чай Pukka из летнего бокса — очень понравился!!!
Интересный вкус, очень сильно отличается от того, что продается в обычном супермаркете!
Теперь хочу попробовать и другие вкусы!
Большим удивлением было то, что продукцию производит Unilever.
Анастасия
Отличная статья! Полезная и информативная!
Пока встречала в магазинах только продукты с зарубежными маркировками. Надеюсь, что в скором будущем и наш органический ГОСТ будет широко представлен на полках. Ждём!
Лена
Не знала, что существует так много маркировок для органических продуктов. Радует, что и у нас наконец-то приняли закон, который будет контролировать российскую органику!